В начале учебного года классная руководительница шестого класса
стояла перед своими бывшими пятиклассниками. Она окинула взглядом своих
детей и сказала, что всех их одинаково любит и рада видеть. Это было
большой ложью, так как за одной из передних парт, сжавшись в комочек,
сидел один мальчик, которого учительница не любила.
Она познакомилась с ним
так, как и со всеми своими учениками, в прошлом учебном году. Еще
тогда она заметила, что он не играет с одноклассниками, одет в грязную
одежду и пахнет так, будто никогда не мылся. Со временем отношение
учительницы к этому ученику становилось все хуже и дошло до того, что ей
хотелось исчеркать все его письменные работы красной ручкой и поставить
единицу. Как-то раз завуч школы попросил проанализировать
характеристики всех учеников с начала обучения их в школе, и
учительница поставила дело нелюбимого ученика в самый конец. Когда она,
наконец, дошла до него и нехотя начала изучать его характеристики, то
была ошеломлена.
Учительница, которая вела мальчика в первом классе, писала:
«Это блестящий ребенок, с лучезарной
улыбкой. Делает домашние задания чисто и аккуратно. Одно удовольствие
находиться рядом с ним».
Учительница второго класса писала о нем:
«Это превосходный ученик, которого ценят
его товарищи, но у него проблемы в семье: его мать больна неизлечимой
болезнью, и его жизнь дома, должно быть, сплошная борьба со смертью».
Учительница третьего класса отметила:
«Смерть матери очень сильно ударила по
нему. Он старается изо всех сил, но его отец не проявляет к нему
интереса, и его жизнь дома скоро может повлиять на его обучение, если
ничего не предпринять».
Учительница четвертого класса записала:
«Мальчик необязательный, не проявляет интереса к учебе, почти не имеет друзей и часто засыпает прямо в классе».
После прочтения характеристик классной руководительнице стало очень
стыдно перед самой собой. Она почувствовала себя еще хуже, когда на
Новый год все ученики принесли ей подарки, обернутые в блестящую
подарочную бумагу с бантами, а подарок ее нелюбимого ученика был
завернут в грубую коричневую бумагу. Некоторые дети стали смеяться,
когда учительница вынула из этого свертка браслетик, в котором
недоставало нескольких камней и флакончик духов, заполненный на
четверть. Но учительница подавила смех в классе, воскликнув: "О, какой
красивый браслет!" Открыв флакон, побрызгала немного духов на запястье. В
этот день мальчик задержался после уроков, подошел к учительнице и
сказал: "Сегодня вы пахнете, как пахла моя мама". Когда он ушел, она
долго плакала.
Через какое-то время нелюбимый ученик стал возвращаться к жизни. В
конце учебного года он превратился в одного из самых лучших учеников в
классе.
Через год, когда она работала уже с другими, она нашла под дверью
учебного класса записку, где мальчик писал, что она — самая лучшая из
всех учителей, которые у него были за всю жизнь.
Прошло еще пять лет, прежде чем она получила еще одно письмо от
своего бывшего ученика. Он рассказывал, что закончил колледж и занял по
оценкам третье место в группе, и что она продолжает быть лучшей
учительницей в его жизни.
Прошло четыре года и учительница получила еще одно письмо, где ее
ученик писал, что, несмотря на все трудности, скоро заканчивает
университет с наилучшими оценками, и подтвердил, что она до сих пор
является лучшей учительницей, которая была у него в жизни.
Спустя еще четыре года пришло еще одно письмо. В этот раз он писал,
что после окончания университета решил повысить уровень своих знаний.
Теперь перед его именем и фамилией стояло слово — доктор. И в этом
письме он писал, что она лучшая из всех учителей, которые были у него в
жизни.
Время шло. В одном из своих писем он рассказывал, что познакомился с
одной девушкой и женится на ней, что его отец умер два года тому назад и
спросил, не откажется ли она на его свадьбе занять место, на котором
обычно сидит мама жениха. Конечно же, учительница согласилась.
В день свадьбы своего ученика она надела тот самый браслет с
недостающими камнями и купила те же духи, которые напоминали несчастному
мальчику о его маме. Они встретились, обнялись, и он почувствовал
родной запах.
"Спасибо за веру в меня, спасибо, что дали мне почувствовать мою
нужность и значимость и научили верить в свои силы, что научили отличать
хорошее от плохого". Учительница со слезами на глазах ответила:
"Ошибаешься, это ты меня научил всему. Я не знала, как учить, пока не
познакомилась с тобой"...