В середине июля немецкая
исследовательская компания GFK провела опрос среди жителей 22 государств
на тему работы и отдыха. Оказалось, что люди, которым больше всего не
хватает времени ни на отдых, ни на продуктивный труд, живут в России.
Если верить результатам опроса, наши соотечественники чаще остальных
жалуются на дефицит времени. Похожая ситуация сложилась также в Японии и
Бразилии.
Одной из причин недовольства эксперты
называют неумение планировать отдых и рабочее время. Сложно поверить, но
исправить ситуацию можно с помощью нескольких простых приемов, изучение
которых не займет много времени.
Метод помидора
Эта техника управления своим временем
была изобретена в конце 1980-х итальянским студентом Франческо Чирилло. В
один прекрасный момент молодой человек осознал, что у него не хватает
времени ни на работу, ни на отдых. Тогда парень решил
поэкспериментировать и стал расписывать свой день поминутно, вернее,
разбивая его на 25-минутные отрезки. Для контроля студент использовал
кухонный таймер, стилизованный под помидор. Примерно такой.
На выполнение каждой задачи, связанной с
учебой или работой, Франческо отводил себе один «помидор» или 25 минут.
Если требовалось больше времени, количество «помидоров» увеличивалось
до двух или трех. После каждых 25 минут молодой человек делал 5-минутные
перерывы. Разработанная студентом техника быстро получила популярность в
Италии, а впоследствии и в других странах.
Главные принципы метода «помидора»:
— Определить задачу;
— Поставить таймер (или будильник, который сработает через 25 минут);
— Приступить к выполнению и ни на что не отвлекаться;
— После того, как сработает таймер, сделать короткий перерыв.
Разбивать время на блоки
Если рабочий день будет разбит на
временные блоки (важное, среднее и второстепенное) производительность
может значительно увеличиться. Расположив задачи по степени значимости
по разным ячейкам – утро, день и вечер – появится возможность сократить
трату времени на выбор и определение следующего дела.
«Я всегда выделяю время на рутинные
дела – например, на проверку электронной почты и написание ответных
писем, чтобы впоследствии это не отвлекало меня от более важных задач.
Расквитавшись с этими делами, я перехожу к следующему запланированному
блоку», — говорит бизнесмен Джейна Кук, основатель event-агентства
EVENTup.
Ориентироваться на процесс
Занимаясь любым делом, мы, прежде всего,
ориентируемся на результат. А вот доктор философии и психолог Стен
Бичем советует думать о процессе и концентрироваться именно на нем. По
мнению специалиста, постоянно сосредотачиваясь на итоговом результате и
думая о нем, человек отдаляется от того, что происходит «здесь и
сейчас».
Планировать на неделю вперед
Чтобы избавиться от всех ненужных и
побочных задач, которые могут отвлекать внимание, стоит составлять
подробный план на работу или учебу в начале каждой недели и стараться
его придерживаться. Это позволит более рационально тратить время: как на
дела, так и на отдых.
Расставлять приоритеты
Складировать все задачи в один котел и
пытаться сварить из этого кашу – не самая хорошая идея. Определившись с
планами на неделю вперед, важно не пропустить и еще один шаг: разбить
задачи на две категории: первостепенные и те, которые можно отложить
напоследок. Этот ход позволит расставить приоритеты, сосредоточится на
главном и не упустить самого важного.
Медитировать или просто расслабляться
О том, чем полезны 10 минут простого
безделья, мы рассказывали в одном из своих прошлых обзоров – «24
привычки на каждый день, которые сделают вас умнее». Если же
кратковременный отдых или медитацию в течение рабочего дня взять за
правило, можно значительно увеличить производительность, приучить мозг к
разгрузкам, что в дальнейшем положительно скажется на его активности.
Тренировать память
Наш мозг – это не компьютер, в котором можно все разложить по папкам и в нужный момент за считанные секунды найти нужный файл.
«Тренируйте память любыми способами,
в том числе и с помощью различных техник запоминания», — советует
основатель компании поддержки малого бизнеса NINJA Support Коди
Маклейн.
По его мнению, только каждодневная
тренировка памяти позволит держать мозг в тонусе и избегать чрезмерного
напряжения при работе с большими объемами информации.
Читать альтернативными способами
Сегодня далеко не каждый может позволить
себе усесться в мягком кресле с любимой книгой и погрузиться в чтение
на пару часов. Нехватка времени вынуждает многих отказываться от чтения
книг вовсе. Для решения этой проблемы одни бросаются изучать
разнообразные техники скорочтения, а некоторые обращаются к простому и,
пожалуй, самому действенному способу – аудиокнигам.
Чтобы привыкнуть к прослушиванию текста,
нужно около 10 минут (при первом опыте). При этом скорость «поглощения»
книги в аудиоварианте может оказаться выше по сравнению с обычным
чтением с листа – ведь аудиокниги можно слушать, например, в машине по
дороге на работу.
Брать на себя ответственность
«Очень часть люди отказываются от
массы интересных задач просто из-за неуверенности в положительном
результате и из-за нежелания за что-то отвечать впоследствии», — говорит
бизнесмен Дейв Негот, специализирующийся на сфере тайм-менеджмента.
Существует несколько простых приемов, позволяющих побороть страх перед взваливанием на свои плечи ответственности:
— Ставить перед собой сложные задачи, которые вызывают опасения и заставляют беспокоиться о возможном провале;
— Стараться как можно реже (только при крайней необходимости) обращаться за советом к коллегам или начальству;
— Чаще проявлять инициативу;
— Перестать жаловаться по любому поводу.
10 минут рабочей гимнастики
Плотный рабочий график может стать
причиной множества проблем со здоровьем: от остеохондроза до мигреней.
Снизить риск возникновения неприятных последствий чрезмерно усердного
труда поможет каждодневная 10-минутная зарядка прямо на рабочем месте.